Эскизный проект электрического мотоцикла

Эскизный проект электрического мотоцикла

Реферат

В данной работе произведены предварительные расчеты, а также разработаны эскизы основных деталей, узлов и механизмов концептуально нового электрического мотоцикла Yacobi Moto модели «Электрон» с задним мотор-колесом. Произведен анализ конструкции данного мотоцикла и сравнение надежности этой конструкции с конструкцией классического мотоцикла с двигателем внутреннего сгорания.

Содержание

  • Список сокращений
  • Аннотация
  • Введение

    *   [История развития мотоциклов](#history)
  • 1. Тяговый расчет мотоцикла

    *   1.1. Исходные данные для тягового расчета мотоцикла
    • Определение потерь мощности мотоцикла

          *   Мощность, затрачиваемая  на сопротивление качению
      • Мощность, затрачиваемая на сопротивление воздуха
      • Мощность, затрачиваемая при движении на подъеме
      • Мощность, затрачиваемая на ускорение при разгоне
      • Определение мощности и характеристик мотор-колеса мотоцикла

    • Рабочий баланс и запас мощности мотоцикла

          *   Движение мотоцикла на подъеме
      • Ускорение мотоцикла
      • Время разгона мотоцикла
      • Путь разгона мотоцикла
      • Построение тяговых характеристик мотоцикла

    • Предельная сила тяги мотоцикла
    • Построение тормозной характеристики мотоцикла
    • Расчет запаса хода мотоцикла
  • Эскизное проектирование мотоцикла

    *   Разработка эскизной компоновки мотоцикла
    • Конструирование рабочего места водителя и пассажира мотоцикла
    • Разработка внешних форм мотоцикла
  • Проектировочный расчет мотоцикла

    *   Проектирование и расчет подвески мотоцикла
    
            *   Определение расчетных нагрузок на осях мотоцикла
    *   Определение подрессоренных и неподрессоренных масс мотоцикла
    *   Определение расчетных нагрузок на подвеску мотоцикла
    *   Построение исходных характеристик подвески мотоцикла
    *   Определение кинематических схем подвески мотоцикла
    *   Расчет размеров пружин подвески мотоцикла
    *   Расчет параметров амортизаторов подвески мотоцикла
    
    *   Проектирование и расчет тормозных механизмов мотоцикла
    
            *   Определение тормозных усилий на колесах мотоцикла
    *   Определение тормозных моментов на колесах мотоцикла
    *   Определение среднего радиуса тормозных дисков мотоцикла
    *   Вычисление необходимых размеров накладок тормозных колодок мотоцикла
    *   Определение диаметров рабочих тормозных цилиндров мотоцикла
    *   Величина перемещения рабочих цилиндров тормозных механизмов мотоцикла
    *   Задание размеров главных тормозных цилиндров мотоцикла
    *   Задание размеров рычагов ручного привода тормозных механизмов мотоцикла
    
    *   Проектирование и расчет аккумуляторной батареи мотоцикла
    
            *   Расчет количества аккумуляторных элементов 18650
    *   Расчет массы, объёма, надежности и стоимости аккумуляторной батареи
    *   Расчет примерного времени зарядки аккумуляторной батареи
  • Поверочный расчет мотоцикла

    *   Поверочный расчет тормозных механизмов мотоцикла
    
            *   Нагрев тормозных механизмов мотоцикла
    *   Расчет болтов крепления заднего суппорта мотоцикла на срез
    *   Расчет ручных рычагов тормозных механизмов мотоцикла на изгиб
    
    *   Поверочный расчет осей ступиц колес мотоцикла 
    
            *   Определение напряжения в опасном сечении оси ступицы переднего колеса
    *   Определение напряжения в опасном сечении оси ступицы заднего колеса
    
    *   Поверочный расчет подшипников ступиц колес мотоцикла
    
            *   Определение долговечности подшипников ступицы переднего колеса
    *   Определение долговечности подшипников ступицы заднего колеса
  • Расчет надежности мотоцикла

    *   Расчет надежности мотор-колеса мотоцикла
    
            *   Исходные данные для оценки надёжности мотор-колеса мотоцикла
    *   Основные допущения, принятые в расчёте надежности мотор-колеса мотоцикла
    *   Расчёт надёжности мотор-колеса мотоцикла, вариант 1
    *   Расчёт надёжности мотор-колеса, вариант 2
    *   Выводы расчёта надёжности мотор-колеса мотоцикла
    
    *   Сравнительный анализ надежности мотоцикла с мотор колесом, тяговым электродвигателем и двигателем внутреннего сгорания
    
            *   Расчёт надёжности мотоцикла с мотор-колесом
    *   Расчёт надёжности мотоцикла с тяговым электродвигателем
    *   Расчёт надёжности мотоцикла с двигателем внутреннего сгорания
    *   Выводы расчёта надёжности мотор-колеса мотоцикла
  • Заключение

  • Нормативные документы
  • Литература
  • Приложения

Список сокращений

  • ВБР — вероятность безотказной работы;
  • ВКР — выпускная квалификационная работа; 
  • ДВС — двигатель внутреннего сгорания; 
  • МК — мотор-колесо; 
  • ТЭД — тяговый электродвигатель; 
  • ГОСТ — государственный стандарт; 
  • ПДД — правила дорожного движения; 
  • АКБ — аккумуляторная батарея; 
  • КПД — коэффициент полезного действия; 
  • ТХ — технические характеристики; 
  • ТЗ — техническое задание; 
  • ДВС — двигатель внутреннего сгорания; 
  • ПО — программное обеспечение;
  • КПП — коробка переключения передач; 
  • ГП — главная передача;
  • КТС — комплекс технических средств;
  • САПР — системы автоматического проектирования
  • ПЗ — пояснительная записка

Аннотация

Данная работа посвящена разработке перспективного электрического мотоцикла с задним мотор-колесом.

Актуальность данной работы обосновывается все более возрастающим спросом как на сами мотоциклы, так и на экологически чистый транспорт, а также отсутствием в нашей стране какой-либо современной научно-технической базы по расчетам и проектированию электрических мотоциклов.

Объектом исследования данной работы является проблема проектирования экологически чистого транспорта.

Предметом исследования является возможность создания, при современном уровне научно-технического прогресса, электрического мотоцикла по параметрам, не уступающим обычному мотоциклу с ДВС.

Целью данной работы является разработка эскизного проекта электрического мотоцикла.

В данной работе необходимо было разработать тяговую характеристику заднего мотор-колеса, оценить запас хода электрического мотоцикла, разработать эскизную компоновку и определить внешние формы и пропорции мотоцикла, а также произвести проектировочные и поверочные расчеты подвески и тормозных механизмов мотоцикла. В качестве дополнения произведено сравнение ВБР мотоцикла с МК, ТЭД и ДВС.

Теоретической основой ВКР послужили работы А. М. Иерусалимского, С. Ю. Иваницкого и А. Т. Волкова.

При написании ВКР использовались работы отечественных и зарубежных специалистов таких как В. В. Бекмана и Роланда Брауна. Для выполнения анализа в практической части расчета ВБР были использованы материалы А. М. Глазачева.

При подготовке ВКР были использованы материалы таких учебных дисциплин, как «Технология конструкционных материалов», «Начертательная геометрия», «Теория механизмов и машин», «Сопротивление материалов», «Детали машин», а также «Надежность технических систем».

Информационной базой для разработки ВКР послужили материалы, собранные в процессе обучения в вузе и прохождения производственной и преддипломной практики.

Дополнительная информационная база состоит из публикаций аналитического агентства АВТОСТАТ, а также материалов, получаемых из интернета.

Научная новизна данной работы практически отсутствует, так она является дипломным проектом специалиста и не требует создания нового научного знания.

Практическая значимость данной ВКР заключается в разработке конкретного проекта электрического мотоцикла и постановке его на производство. Также практическую ценность данной работы можно рассмотреть через призму образования. Материалы данной работы можно использовать при написании методических пособий и в курсовых работах будущих инженеров.

Также стоит отметить, что в данной работе цветом выделены те переменные и значения формул для расчетов, которые задаются конструктором (инженером) самостоятельно, на основе своего опыта или опираясь на данные справочников и конструкцию аналогов. Большая часть расчетов произведена в среде MathCAD, чему свидетельствует специфическое оформление некоторых расчетов, однако отклонение от рекомендаций по оформлению ВКР сделано специально для удобства восстановления расчетов и проверки значений.

Введение

Мотоци́кл (фр. motocycle, от лат. mōtor — приводящий в движение и греч. κύκλος — круг, колесо) — транспортное средство на двух, либо трех колесах, приводимое в движение любим механическим двигателем, будь то ДВС или ТЭД. Основные отличительные черты мотоцикла — это вертикальная посадка водителя (мотоциклиста), наличие боковых подножек, без редукторное управление передним поворотным колесом [1].

История развития мотоциклов

<figure rel="width: 378px; height: 271px;" style="float: right; margin: 0px 0px 1.5em 1.5em;"><figcaption>Рис. 1. Паровой велосипед Пьера Мишо, 1869 год.</figcaption></figure>

Идея создания самодвижущейся двухколесной машины принадлежит отцу основателю велосипедной промышленности Пьеру Мишо (1813г. – 1883г.). В 1869 году Пьер Мишо вместе со своим сыном Эрнестом приспособил компактный паровой двигатель к конструкции велосипеда (Рис. 1) [2].

Но прогресс не стоял на месте, и как только был изобретен двигатель внутреннего сгорания, его тут же попытались разместить на все той же велосипедной раме. И вот уже в 1885 году группа немецкий инженеров состоящая из Готлиба Даймлера и Вильгельма Майбаха, будущих основателей известных автомобильных марок, построила первый мотоцикл с двигателем внутреннего сгорания (Daimler Reitwagen) (Рис. 2). Машина создавалась всего лишь как простейший стенд для испытаний изготовленного изобретателями двигателя внутреннего сгорания для будущей самоходной повозки [3].

<figure rel="width: 218px; height: 218px;" style="float: left; margin: 0px 1.5em 1.5em 0px;"><figcaption>Рис. 2. Daimler Reitwagen, 1985</figcaption></figure>

Начиная с середины 1910-х годов до начала Второй мировой войны мотоцикл прошёл путь от машин на велосипедной раме до техники, по компоновке и основным техническим решениям не отличающейся от современной. В период Второй мировой войны, мотоциклы в основном производились для службы в армии, но уже к концу войны многие страны начали планировать перевод уцелевших заводов на производство гражданских мотоциклов, т.к. после войны, основной конкурент мотоцикла – автомобиль был дорог в производстве и еще дороже для конечного потребителя. Население не могло позволить себе даже велосипед. В этих условиях мотоцикл, особенно лёгкий и дешёвый, пользовался повсеместным спросом. Однако такая ситуация продлилась недолго.

В середине XX века стали меняться требования к мотоциклу. В восстановившемся после войны мире, мотоцикл как дешевое транспортное средство стал конкурировать с автомобилем, который всё дешевел, а производство его всё возрастало и массово автоматизировалось. Мотоцикл стал предметом увлечения и средством развлечения. Рынок мотоциклов стал постепенно падать. Многие европейские марки стали банкротами. Единственными крупными рынками, где мотоцикл все еще используется как транспортное средства, стали рынки Индии и Китая [4].

В настоящее время Европе и США растёт количество мелкосерийных эксклюзивных производств, поддерживаемые исключительно энтузиастами, использующими знаменитые в прошлом марки. Яркой чертой новейшего времени явилось появление электромотоцикла — благодаря доведению до потребительского рынка технологий литий-ионных аккумуляторов, мощных бесконтактных электродвигателей и правомерной моде на экологические идеи. Электромотоцикл является логическим продолжением развития классического мотоцикла с ДВС. Его основное преимущество — это простота конструкции, отсутствие выхлопных газов, а также меньший уровень шума и вибрации.

Классификация мотоциклов

Классификация мотоциклов, является результатом некоторого научного знания и опыта эксплуатация тех или иных моделей мототранспорта. Существует множество различных классификаций мотоциклов, таких как классификация по массе, классификация по количеству колес, классификация по назначению, классификация по ГОСТу, классификация по ПДД, классификация по спортивному кодексу и т. д.

Обобщая полученные знания в условиях данной работы, все мотоциклы мы можно разделить на следующие классы:

  • Классический мотоцикл. Это такой класс мотоциклов, который появился раньше всех. Мотоциклы данного класс являются «мотоциклами на каждый день». Их конструкция простая и удобная в обслуживании. Посадка водителя прямая «классическая». Двигатели средней мощности с большим ресурсом, порядка 100000 км и более. Спортивный мотоцикл (спортбайк). Мотоциклы данного класса изначально создаются для участия в спортивные соревнования (гонках). Конструкция максимально прогрессивная. Посадка водителя спортивная. Двигатель максимально форсирован. Ресурс мотоцикла достаточно мал. Стритфайтеры (от англ. street fighter — уличный боец). По сути это — спортбайк без пластика. Серийные стритфайтеры создаются на базе спортивных мотоциклов, при этом двигатели дефорсируются на 20-25 %, а прочие элементы конструкции упрощаются для удешевления их производства. Туристические мотоциклы. Мотоциклы данного класса отличаются большой кубатурой, для комфортной длительной езды. Такие мотоциклы имеют бак большого объёма, оснащаются тремя кофрами и представляют собой отличный транспорт для дальних поездок по асфальту. Круизер или чоппер. Данный класс мотоциклов создан в большей части благодаря компании «Harley-Davidson». Отличительные особенности: треугольная рама, большой вылет передней вилки, V-образный двигатель. Эндуро. Название класса от английского слова endurance — выносливость. Это класс мотоциклов, предназначенный для езды по плохим дорогам, а то и вовсе бездорожью. Кроссовый мотоцикл. Мотоцикл дитя мотогонок по пересечённой местности, а то и вовсе по бездорожью, эксплуатация его на дорогах общего пользования запрещена. Мотоцикл специального назначения. Данный класс мотоциклов оснащается специальным оборудованием для службы в армии, полиции, пожарных частях, скорой помощи и др. Сюда же относят мотоциклы повышенной проходимости. Скутер (мотороллер). Этот класс транспортного средства появился как недорогой способ перемещения по городу. Скутеры по конструкции сильно отличаются мотоциклов. Основное отличие — это передней ветровой щиток перед ногами и посадка типа «табуретка».* Электромотоцикл (Электрический мотоцикл). В основу положен корпус бензинового мотоцикла, у которого внутренне пространство занимает блочный аккумулятор (Li-ion или Li-po). Именно от ёмкости АКБ зависит дальность поездки и время зарядки электромотоцикла. Вместо ДВС установлен ТЭД. Его мощность определяет скорость во время движения и тяговую силу электрического мотоцикла.

Применение мотоциклов

В настоящие время основной рынок мотоциклов является рынок Азии, как было сказано ранее это обусловлено несколькими факторами: 1) благоприятный климат; 2) отсутствие достаточных ресурсов у населения для покупки личного автомобиля, из-за этого население вынуждено приобретать двухколесные транспортные средства для индивидуального передвижения. Но и в развитых рынках, таких как рынок США и Европы мотоциклы вновь завоевывают свое место, это связано с тем, что транспортная система развитых стран перегружена автомобилями и для более комфортного и быстрого передвижения население покупает мотоциклы.

По большей части во всем мире мотоциклы применяются как индивидуальное средство передвижения. Но в условиях нашей страны с относительно коротким теплым сезоном, мотоцикл является больше «игрушкой» нежели транспортным средством. Однако стоит сказать, что мотоцикл также используется в народном хозяйстве как дешевый вид транспорта, например, в сельском хозяйстве механиками и агрономами; полицией – как средство дорожного надзора; военными – как средство повышенной проходимости и малой заметности; в торговле и системе связи для мелких перевозок, а также в спорте.

По сравнению с моторным транспортом других видов мотоциклы обладают рядом преимуществ, к которым относятся простота обслуживания, низкие эксплуатационные расходы и небольшая площадь, необходимая для хранения. Основными эксплуатационными качествами являются хорошая маневренность и повышенные динамические качества, что обеспечивает получение большой средней скорости при передвижении по магистралям и в городах с интенсивным движением, хорошая проходимость по проселочным дорогам и бездорожью.

На производство мотоциклов по сравнению с автомобилями идет меньше металла и само производство гораздо дешевле, особенно благодаря замене дорого стоящей рамы из цельнотянутых стальных труб рамой из штампованной стали. Кроме того, мотоцикл проще и дешевле в эксплуатации. Он не нуждается в специальных гаражах и может храниться в любом сухом помещении. Имея всего 2–3 колеса, он требует меньшего количества резины; у него отсутствует водяное охлаждение, замененное воздушным, почти не требующим ухода. Но самое главное — мотоцикл легок, в особенности мотоцикл-одиночка, и высоко подвижен. Он может легко передвигаться по узким полевым дорожкам, даже тропинкам, лесным просекам, а при помощи мускульной силы водителя легко преодолевает болотистые и грязные дороги. При наличии соответствующих приспособлений мотоцикл может двигаться даже в том случае, если мотор его погружен в воду, а зимой приспособленный мотоцикл может проходить по глубокому снегу.

Недостатком мотоцикла является неудобное положение водителя и пассажира на машине (нет укрытий от дождя и ветра, что особенно важно в зимних условиях) и трудности применения его зимой. Но в современных моделях для защиты от ветра на мотоциклах ставятся целлулоидные щиты, а для работы зимой имеются специальные приспособления — боковые лыжи, придающие мотоциклу устойчивость и возможность двигаться по снегу.

Мотоцикл с боковой коляской в виде ящика выгоден для перевозки мелких грузов — в несколько десятков килограммов. Такое же широкое и выгодное применение мотоцикл может найти и в сельском хозяйстве для перевозки мелких грузов и для доставки на поля ремонтеров и мелких запасных частей к полевым машинам. На мотоцикле легко и быстро может объехать поля агроном, инженер-механик, ветеринар, а также врач для оказания немедленной медицинской помощи. Пользуясь мотоциклами на селе, можно обойтись без специальных гаражей. Районный работник, сам владея машиной, может быстро выехать на место и быстро вернуться назад или съездить еще и в другой пункт.

Перспективы развития мотоциклов

Рынок мотоциклов в России насчитывает более 2 млн. единиц техники согласно данным АВТОСТАТ на 1 января 2020г. Средний возраст составляет больше 30 лет, что во много раз превышает средний срок службы одной единицы техники. Эти данные могут говорить нам о том, что в ближайшее время данный парк будет стремительно замещаться новой техникой, что будет способствовать развитию отрасли. Уже сейчас мы можем увидеть данную тенденцию.

Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» сообщает, что за минувший 2019 год сбыт новых мотоциклов в России вырос до 13 тысяч экземпляров, что на 38% больше, чем за 2018-й [5]. На первом месте присутствуют мотоциклы BMW, на втором месте находится техника из Китая, на третьем месте Индийские мотоциклы. Так как в Российской Федерации не существует крупных промышленных предприятий по производству собственных мотоциклов, за исключением Калининградского мотоциклетного завода Baltmotors и Ирбитского мотоциклетного завода, выпускающий тяжелые мотоциклы «Урал» исключительно на американский рынок, доля отечественной техники стремительно падает. Большая часть отечественных мотоциклов разработана и произведена в 20 веке и не отвечает современным требованиям по надежности, комфорту и эксплуатационным характеристикам.

Следует отметить, что несмотря на то, что рынок мотоциклов в России является не самым большим в мире, тем не менее у него есть все необходимые качества для стабильного роста. Передвигаться на двухколесном транспортном средстве становится все более удобнее, практичнее и выгоднее из-за бесплатной парковки, экономии топлива и возможности объезжать пробки.

Не стоит забывать и про устойчивый рост рынка электрических мотоциклов. По данным исследовательской организации Navigant Research за период с 2014 по 2023 годы в мире будет продано в общей сложности порядка 55 миллионов единиц электротранспорта на двух колесах. Уже сейчас в мире продается ежегодно порядка 1,2 миллиона электромотоциклов и порядка 4,1 миллиона электроскутеров. Стоит также отметить, что в качестве мирового лидера по продажам электромототехники выступает Китай – сейчас на долю китайского рынка приходится почти 98% мировых продаж скутеров и мотоциклов на электротяге. Аналитики прогнозируют, что в Китае и без того большие продажи будут оставаться на одном уровне, в США и Европе они будут расти, и расти активно. Так как потребители пытаются экономить из-за высоких цен на топливо, а города становятся все более приспособленными для электротранспорта. Эти факторы вносят свой вклад в развитие роста мототехники на электротяге. Хотя на данный момент высокая стоимость компонентов и сравнительно узкий спрос мешают продажам, тем не менее, этот рынок, нацелен на рост. Стоимость компонентов (батарей и моторов) будет неуклонно снижаться, и кроме того, важный фактор – что на этот рынок приходят такие авторитетные конкуренты как, например, Harley-Davidson и BMW. Для нашей страны есть уникальная возможность возродить отечественное мотоциклостроение и выйти на новый только зарождающийся рынок электрических мотоциклов, дабы обеспечить своих граждан простым, удобным и дешевым транспортным средством. Создание и постановка на серийное производство электрического мотоцикла доступного для широкого спроса мотолюбителей как раз может стать таким бустером.

1. Тяговый расчет мотоцикла

Тяговым расчетом мотоцикла (динамикой мотоцикла) называется совокупность ходовых качеств, обуславливающих наибольшую среднюю скорость движения в определенных дорожных условиях. Основными показателями, характеризующими динамические качества мотоцикла, являются: 1) максимальная скорость, возможная на горизонтальном участке дороги; 2) способность брать подъемы и 3) быстрота разгона, т. е. ускорение поступательного движения, которое может сообщить мотоциклу его двигатель.

Перечисленные свойства зависят: а) от эффективной мощности двигателя, б) от коэффициента полезного действия, в) от радиуса ведущего колеса. Косвенные влияние на среднюю скорость движения имеют и другие конструктивные факторы, например, устойчивость мотоцикла на скользкой дороге, коэффициент проходимости, наименьший радиус поворота, эффективность тормозов и др. Однако влияние их менее значительно и, кроме того, не может быть выражено в точных количественных соотношениях.

Предварительное исследование динамики проектируемого мотоцикла надо считать обязательным, так как оно дает конструктору указание на необходимую мощность двигателя.

Методика исследования динамических качеств автомобиля, как она изложена в известных работах акад. Е. Чудакова, вполне приложима и к мотоциклу [6]. Поэтому, не останавливаясь на подробностях, мы отметим в дальнейшем, главным образом, те специфические особенности, которые должны быть учтены при тяговых расчетах мотоцикла.

1.1. Исходные данные для тягового расчета мотоцикла

Для подготовки тягового расчета будем опираться на техническое задание (Приложение № 1) и на конструкцию и характеристики самых обычных классических мотоциклов, способных комфортно передвигаться как по дорогам общего пользования (в городском, дорожном и сельском режиме), а также по пересеченной местности.

Аналоги: Honda CB750, Ява 350, Harley Davidson Dyna и др.

Технические характеристики:

  • Максимальная скорость мотоцикла км/ч;
  • Максимальная дальность хода мотоцикла км;
  • Максимальным масса мотоцикла кг;
  • Максимальное время зарядки мотоцикла мин.

Константы:

  • м/с^2 – ускорение свободного падения;
  • кг – масса водителя;
  • кг – масса пассажира;
  • – коэффициент смятия шины.

Шасси:

  • Колесная база мм;
  • Переднее колесо (Michelin Anakee Adventure 110/80R19 59V), где мм – ширина профиля; % – высота профиля от ширины профиля; дюймов – посадочный диаметр; км/ч – допустимая скорость; кг – допустимая грузоподъёмность.
  • Заднее колесо (Michelin Anakee Adventure 150/70R18 70V), где мм – ширина профиля; % – высота профиля от ширины профиля; дюймов – посадочный диаметр; км/ч – допустимая скорость; кг – допустимая грузоподъёмность.

Литература

  1. Мотоцикл // Википедия URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Мотоцикл (дата обращения: 24.04.2020).
  2. Jean Althuser, Pierre Michaux et ses fils, pionniers de la grande épopée du vélo, Bar-le-Duc, 19863. Roland Brown. History of the Motorcycle. — Parragon, 2004. — С. 10—11. — 192 с.4. Мировой рынок мотоциклов в 2018 году // АВТОСТАТ URL: https://www.autostat.ru/news/38499/ (дата обращения: 25.04.2020).5. Российский рынок новых мотоциклов в 1 квартале 2020 года // АВТОСТАТ URL: https://www.autostat.ru/news/43654/ (дата обращения: 25.04.2020).6. А. М. Иерусалимский Теория, конструкция и расчет мотоцикла. - 2 изд. - Ленинград: МАШГИЗ, 1947.7. Иерусалимский А.М., Иванов А.А., Бекман В.В Мотоциклетный справочник (конструкции и расчеты). - 2 изд. - Ленинград: МАШГИЗ, 1941.8. Бойков А.В., Поршнев Г.П., Шеломов В.Б Тяговый расчет автомобиля. - СПб.: СПбГТУ, 2001.9. Демидов Н. Н., Красильников А.А., Элизов А.Д. Конструирование и расчет автомобилей и тракторов. Электромобили. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2016.10. Веселов А. И., Немцев Ю. М. Требования безопасности и развитие конструкций легковых автомобилей. - М.: НИИНавтопром, 1973.11. Волков А. Т. Проектирование мотоцикла. - М.: Книга по требованию, 2013.12. Проценко В., Мартынова О. Эргономические факторы в конструировании // Техническая эстетика. - 1971. - №7 - с. 18-21.13. Нельсон Дж. Проблемы дизайна. М.: Искусство, 1971.14. Сомов Ю. С. Композиция в технике. М.: Машиностроение, 1972.15. Мотоцикл. Теория, конструкция, расчет. / Иваницкий С. Ю., Карманов Б. С., Рогожин В. В., Волков А. Т., М.: Машиностроение, 1971.16. Ролле В. Е., Семенов А. Г. Конструирование и расчет автомобилей и тракторов. Эскизное проектирование ходовой части автомобиля. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2017.17. Роланд Браун Мотоциклы. Энциклопедия. М.: Росмэн, 2003.18. Демидов Н.Н. Лекции по надежности машин.19. Интенсивность отказов элементов [Электронный ресурс] / Areliability, – Электрон. журн., 2019. – Режим доступа к журн.: https://areliability.com/intensivnost-otkazov-elementov-spravochnik/ , свободный. – Загл. с экрана. – Язык рус.20. NONELECTRONIC PARTS RELIABILITY DATA. 1991.21. MILITARY HANDBOOK RELIABILITY PREDICTION OF ELECTRONIC EQUIPMENT.22. Надежность электроизделий. Справочник.

Приложения

  • Приложение №1. Техническое задание
  • Приложение №2. Рабочий баланс мощности мотоцикла с водителем
  • Приложение №3. Рабочий баланс мощности мотоцикла с водителем и пассажиром
  • Приложение №4. Тяговый баланс мотоцикла
  • Приложение №5. Принципиальная схема мотоцикла
  • Приложение №6. Эскизная компоновка мотоцикла
  • Приложение №7. Основные параметры мотоциклов
  • Приложение №8. Упругая характеристика передней оси мотоцикла
  • Приложение №9. Упругая характеристика задней оси мотоцикла
  • Приложение №10. Кинематическая схема подвески мотоцикла
  • Приложение №11. Чертеж пружины №1 передней подвески
  • Приложение №12. Чертеж пружины №2 передней подвески
  • Приложение №13. Чертеж пружины №1 задней подвески
  • Приложение №14. Чертеж пружины №2 задней подвески
  • Приложение №15. Характеристика амортизатора передней подвески
  • Приложение №16. Характеристика амортизатора задней подвески
  • Приложение №17. Чертеж амортизатора передней подвески
  • Приложение №18. Чертеж амортизатора задней подвески
  • Приложение №19. Схема тормозной системы мотоцикла
  • Приложение №20. Чертеж тормозного диска мотоцикла
  • Приложение №21. Чертеж тормозной колодки мотоцикла
  • Приложение №22. Чертеж тормозной машинки мотоцикла
  • Приложение №23. Чертеж гидравлического тройника тормозной системы мотоцикла
  • Приложение №24. Чертеж мотор-колеса мотоцикла
  • Приложение №25. Структурные схемы надежности мотоцикла