Международное гуманитарное право

Международное гуманитарное право

Международное гуманитарное право (право войны, право вооружённых конфликтов) — совокупность международно-правовых норм и принципов, регулирующих защиту жертв войны, а также ограничивающих методы и средства ведения войны.

Международное право вооружённых конфликтов кодифицировано в Гаагских Конвенциях, Женевских Конвенциях о защите жертв войны 1949 г. и Дополнительных Протоколах к ним 1977 г., резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН и других документах.

Отдельные ограничения, установленные международным гуманитарным правом, распространяются и на вооружённые конфликты не международного (внутреннего) характера.

История

В древности сначала все население завоёванной страны обращалось в рабство, потом одни только военнопленные.Тем не менее, уже в древности предпринимались попытки регламентировать право войны.

В Средние Века католическая церковь запрещала употребление метательных снарядов, отравленного оружия и т.д. В установлении этой практики видную роль играло рыцарство, выработавшее правила добропорядочной войны (bonne guerre), основанных на понятии о рыцарской чести. Война не начиналась без объявления;

В течение XVII—XVIII веков в Европе создаются правила цивилизованной войны, отступление от которых требует всякий раз оправдания особыми соображениями военной необходимости (raison de guerre).

В XIX веке проявилось стремление заменить шаткие и неясные нормы обычного права войны точными правилами, зафиксированными в международных договорах между руководящими державами.

Парижской декларацией 1856 г. были определены отношения воюющих и нейтральных держав в морской войне;

Женевской конвенцией 1864 г. была определена участь больных и раненых воинов во время сухопутной войны;

Санкт-Петербургской конвенцией 1868 г. было запрещено употребление разрывных пуль.

Первым примером кодификации права войны стала полевая инструкция (Кодекс Либера), составленная в 1863 г. во время Гражданской войны в США по поручению президента Линкольна, профессором Францем Либером и получившая, по обсуждении её в особой военной комиссии, законодательную санкцию. Успешное применение её в войне с южными штатами вызвало всеобщее доверие к ней и навело на мысль о возможности создать инструкцию, которая могла бы быть принята всеми государствами, как обязательный международный закон.

По личной инициативе российского императора Александра II в 1874 г. была созвана Брюссельская конференция с целью кодифицировать правила ведения сухопутной войны. Был выработан проект «Декларации о законах и обычаях войны». Не имея обязательной силы в отношениях между государствами, брюссельская декларация оказала, однако, большое влияние на дальнейшее развитие права войны.

Огромное значение в развитии международного права сыграли Гаагские конференции мира. Именно на них были разработаны основные нормы международного гуманитарного права:

  • Запрещено использование многих видов оружия (в том числе ядов, снарядов больше определённого веса, зажигательных снарядов).
  • Провозглашён принцип мирного разрешения международных споров и урегулирован порядок провозглашения войны и открытия военных действий.
  • Определены законы и обычаи сухопутной и морской войны, правила нейтралитета при их ведении.
  • Распространены на условия морской войны требования Женевской конвенции 1864 года.

Гаагские конвенции стали главными международными актами, регулирующими право войны и мира и действуют до сих пор.

Новый этап в развитии международного гуманитарного права охарактеризовали Женевские конвенции 1949 года:

  • Женевская конвенция (I) об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях;
  • Женевская конвенция (II) об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооружённых сил на море;
  • Женевская конвенция (III) об обращении с военнопленными;
  • Женевская конвенция (IV) о защите гражданского населения во время войны;
Плакат женевской конвенции

Данными актами были закреплены новые гуманные правила ведения боевых действий: закреплялся статус мирного населения, запрещалось уничтожение госпитальных судов на море, регулировался порядок взятия в плен, содержания в плену, условия труда военнопленных. Женевскими конвенциями были установлены международные обозначения лагерей военнопленных и полевых госпиталей.

Нейтралитет

Правовой статус государства, при котором оно воздерживается от действий, способных вовлечь его в международный военный конфликт.

Территория нейтральных государств считается неприкосновенной. Воюющим сторонам запрещается использовать её для перемещения войск, военных грузов и для установки оборудования связи. Запрещается проводить вербовку на территории нейтрального государства. Последнее, со своей стороны, обязано не допускать нарушения её нейтралитета со стороны воюющих государств.

Постоянно-нейтральные государства

Данные государства не размещают на своей территории военных баз других государств, при этом они не лишены права на самооборону. В настоящее время постоянно-нейтральными государствами являются Мальта, Туркменистан, Лаос, Камбоджа, Австрия, Швейцария.

Комбатанты

В международном гуманитарном праве проводится разграничение между комбатантами (сражающимися) и некомбатантами (несражающимися).
Типичный комбатант

К комбатантам относятся:

  • личный состав регулярных вооружённых сил и включенные в них полувоенные или вооружённые организации, личный состав ополчений и добровольческих отрядов, включённые в состав вооружённых сил;
  • партизаны, личный состав ополчений и добровольческих отрядов, включая организованные движения сопротивления, если они отвечают 4 требованиям, приведённым выше;
  • население неоккупированной территории, которое при приближении неприятеля стихийно берется за оружие для борьбы со вторгающимися войсками;
  • вооружённые участники национально-освободительных движений, борющихся против колониализма, расизма и иностранного господства в осуществлении своего права на самоопределение (только для стран-участниц Дополнительного протокола I 1977 г.).

Военные журналисты, интендантский, военно-медицинский состав и военные юристы считаются некомбатантами, несмотря на то, что входят в состав вооружённых сил.

Наёмники

Лица, действующие в целях получения материального вознаграждения, не являющиеся гражданами ни одной из сторон конфликта, не проживающие постоянно на их территории и не являющиеся лицами, направленными для исполнения служебных обязанностей, не могут претендовать на статус комбатанта и военнопленного.

В ряде стран наёмничество признаётся преступлением и подлежит уголовному преследованию.

Следует проводить различие между наёмниками и добровольцами: последние участвуют в конфликте по идейным соображениям и являются комбатантами.

Согласно Первому Дополнительному Протоколу к Женевским Конвенциям наёмники не получают статуса комбатанта и военнопленного, но, тем не менее, с ними необходимо обращаться гуманно согласно ст. 3, общей для всех Женевских Конвенций.

Военнопленные

Права и обязанности военнопленных регулируются IV Гаагской конвенцией 1907 г. и III Женевской конвенцией (принята в 1929 г., пересмотрена в 1949 г.).

Необходимо заметить, что наёмники и шпионы вообще не имеют права на статус комбатанта, а значит, и военнопленного.

Статус шпиона и разведчика

В соответствии с нормами международного гуманитарного права, любое лицо из состава вооружённых сил стороны, находящейся в конфликте, попадающее во власть противной стороны в то время, когда оно занимается шпионажем, не имеет права на статус военнопленного, и с ним могут обращаться как со шпионом, то есть, его могут подвергнуть уголовному преследованию.

В отличие от шпиона, разведчик, то есть, лицо из состава вооружённых сил стороны, находящейся в конфликте, которое от имени этой стороны собирает или пытается собирать информацию на территории, контролируемой противной стороной, не считается лицом, занимающимся шпионажем, если, действуя таким образом, оно носит форменную одежду своих вооружённых сил. Таким образом, в случае пленения разведчик имеет право на статус военнопленного.

Журналисты

Международное гуманитарное право содержит нормы, охраняющие журналистов во время войны.

В зоне вооружённого конфликта могут работать две категории журналистов:

  • военные корреспонденты (ст. 4.A (4) III Женевской конвенции 1949 г.)
  • журналисты, находящиеся в опасных профессиональных командировках в районах вооружённых конфликтов (ст. 79 I Дополнительного протокола к Женевским конвенциям 1949 г.)

Согласно ст. 4 III Женевской конвенции 1949 г., военные корреспонденты обязаны удовлетворять следующим условиям:

  • являться представителями СМИ;
  • иметь аккредитацию в вооружённых силах;
  • сопровождать военные формирования;
  • не являться членами военных формирований.

Гражданское население и гражданские объекты

Вопросы, связанные с защитой гражданского населения и гражданских объектов во время вооружённых конфликтов, регулируются Четвертой Женевской конвенцией и Дополнительными протоколами 1977 г.

В соответствии с этими документами запрещается:

  • делать мирное население, отдельных его представителей или мирные объекты целями ударов;
  • наносить неизбирательные удары (не направленные на конкретную военную цель или оружием, не допускающим возможность неизбирательного удара), а также удары, в результате которых можно ожидать избыточное количество жертв среди мирного населения по сравнению с достигнутыми военными успехами;
  • использовать голод среди мирного населения как средство войны;
  • наносить удары по объектам, имеющим важное значение для жизнеобеспечения мирного населения;
  • наносить удары по сооружениям, обладающим значительным энергетическим потенциалом (к таковым относятся плотины, дамбы, АЭС), если высвобождение этой энергии может привести к значительным потерям среди мирного населения (за исключением случаев, когда такие сооружения оказывают непосредственную поддержку вооружённым силам и нет другого разумного способа прекратить эту поддержку);

В то же время, наличие гражданского населения в определённом месте не является препятствием для проведения военных операций в этом месте. Использование гражданского населения в качестве «живого щита» прямо запрещено.

Запрещённые средства и методы ведения войны

IV Гаагская конвенция 1907 г. вводит норму, согласно которой право воюющих сторон применять средства поражения противника не является неограниченным.

Согласно этой конвенции, а также дополнительным протоколам к Женевским конвенциям 1949 г., запрещено:

  • использовать яды или отравленное оружие;
  • убивать или ранить противника, который, положив оружие или не имея возможности обороняться, сдался;
  • отдавать приказ не оставлять никого в живых, а равно угрожать или действовать таким образом;
  • использовать оружие, боеприпасы или материалы, созданные с целью причинить излишние страдания;
  • употреблять не по назначению флаг перемирия, национальный флаг, знаки различия и униформу, равно как и эмблемы, определённые в Женевской конвенции;
  • уничтожать или конфисковывать собственность врага, если только это не продиктовано военной необходимостью;
  • наносить удары по незащищённым городам, селениям и зданиям;
  • объявлять приостановленными или лишёнными силы права или требования подданных неприятельской державы.

Запрещённое оружие и боеприпасы

В Петербургской декларации 1868 г. зафиксирована следующая идея: поскольку целью войны является ослабление противника путём выведения из строя как можно большего числа людей, то применение оружия, причиняющего бессмысленные страдания человеку, выведенному из строя, или делающего его смерть неизбежной, противоречит принципам гуманизма.

Эта идея послужила основанием для запрета некоторых видов оружия и боеприпасов.

Военная оккупация

Территория государства считается оккупированной, если фактическая власть на ней перешла в руки вражеской армии. Вопросы, связанные с оккупацией, регулируются Гаагским положением 1907 года, IV Женевской конвенцией 1949 года и некоторыми положениями Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям, принятого в 1977 году.

Оккупирующая держава не имеет права переселять часть своего населения на территорию, которую она оккупирует.

Международным правом установлена не только личная ответственность за военные преступления и преступления против человечности, но также и командная ответственность. Статья 86 I протокола к Женевским конвенциям 1949 года утверждает, что командир несёт ответственность за нарушения конвенций подчинёнными в том случае, если он знал о возможности совершения ими преступлений, но не принял необходимых мер для их предотвращения.

Нюрнбергский и Токийский процессы

После Второй мировой войны были проведены Нюрнбергский и Токийский процессы, имевшие целью наказание военных преступников нацистской Германии и милитаристской Японии.

Нюрнбергский процесс

Нюрнбергский процесс был организован державами-победительницами — СССР, США, Великобританией и Францией. В Токийском процессе, кроме вышеперечисленных, принимали участие также Австралия, Канада, Китай, Индия, Нидерланды, Новая Зеландия и Филиппины.

Токийский процесс

Таким образом, эти процессы были судами победителей над побеждёнными, на что указывают противники их легитимности.

Международные трибуналы по Руанде и бывшей Югославии

Международный трибунал по бывшей Югославии и Международный трибунал по Руанде были учреждены Советом Безопасности ООН для наказания лиц, совершавших преступления в ходе вооружённых конфликтов на территории бывшей Югославии и геноцид в Руанде соответственно. 

Важной особенностью Международного трибунала по бывшей Югославии является то, что он рассматривает дела о преступлениях, совершенных всеми сторонами вооружённых конфликтов в бывшей Югославии.

Международный уголовный суд

Для того, чтобы не создавать отдельный трибунал для каждого конфликта, в 1998 году было решено создать Международный уголовный суд, в компетенции которого находятся военные преступления, для которых определена универсальная юрисдикция. 

В 2002 году договор о его создании вступил в силу, однако многие страны (включая Россию, США и Китай) не подписали или не ратифицировали его. Более того, США заключили со многими странами двусторонние соглашения о невыдаче американских граждан Международному уголовному суду (зачастую такие договоры содержали также встречное обязательство со стороны Соединённых Штатов не выдавать граждан второго государства).